О статусе ОВЗ

Кто является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Если ребенок является ребенком с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в создании специальных условий образования в образовательной организации, то необходимо пройти процедуру обследование в центральной психолого-медико-педагогической комиссии г.Воркуты (ТПМПК г.Воркуты) для получения заключения с рекомендациями по созданию специальных условий обучения и воспитания.

Как проходит процедура обследования в ТПМПК?

Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
В ходе обследования ребенка комиссией ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень предоставленных документов, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особое мнение специалистов (при наличии) и заключение комиссии.
Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Состав ТПМПК:

Состав ТПМПК г.Воркуты на 2019-2020 уч. год утвержден приказом начальника управления образования МО ГО «Воркута»
Руководитель ТПМПК — Суворова Лора Артушевна, директор МКУ ««Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г.Воркуты», педагог-психолог.
Заместитель руководителя ТПМПК- Болдырева Ирина Евгеньевна, заместитель директора, учитель-дефектолог МКУ ««Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г.Воркуты».

Специальные условия обучения – это
— образовательные программы и методы обучения и воспитания;
— специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
— специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
— предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
— проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий специалистами психолого-педагогического сопровождения: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом;
— обеспечение доступа в здания организаций (безбарьерная среда).
Адаптированные образовательные программы (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего уровней образования)
— для глухих, слабослышащих, позднооглохших детей,
— для слепых, слабовидящих детей,
— для детей с тяжелыми нарушениями речи,
— для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
— для детей с задержкой психического развития,
— для детей с умственной отсталостью,
— для детей с расстройствами аутистического спектра,
— для детей со сложными дефектами.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Ст. 79 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №297-ФЗ от 29.12.2012.

Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения.

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «исключительные дети». В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума. Выготский отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта. Выготский ввел понятие «Структура дефекта».
Первичное нарушение, например, нарушение слуха или зрения влечёт за собой вторичные отклонения в развитии. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем, дошкольном возрастах могут иметь сходное проявление. Вторичное отклонение носит системный характер, и изменяет всю структуру психического развития ребенка.
По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Дети с нарушением слуха

Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха:

Неслышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса.
Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.

Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения неслышащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.

Важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.
Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления. При этом наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих учащихся также имеет своеобразные черты.

Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике.
У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, регулирующей). Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников.

Дети с нарушением зрения

Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей.
Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению. Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения. Для слабовидящих детей характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план. Игры таких детей отличаются меньшей развернутостью по сравнению с играми обычных детей.

Дети с тяжелыми нарушениями речи

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Дети с соматическими заболеваниями

Дети с соматическими заболеваниями, не имеющие видимых дефектов, имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от остальных. У таких детей слабо развита познавательная сфера, отмечается недоразвитие личности, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации, низкая способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к занятиям.

Дети с умственной отсталостью

Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети. Большинство из них — олигофрены.

Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры головного мозга, в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периоды. По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении традиционно подразделяют на три степени: идиотия, имбецильность и дебилъностъ. Дети с умственной отсталостью в стадии идиотии и имбецильности в правовом отношении являются недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или замещающих лиц.

Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха.

По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Многие умственно отсталые дети начинают говорить только к 4—5 годам. Речь умственно отсталого ребенка не выполняет своей основной функции — коммуникативной.

Дети с задержкой психического развитии (ЗПР)

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются.

Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций.

Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.

У детей с ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят. Такая тревожность имеет тенденцию с возрастом прогрессировать.
Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении. В процессе общения дошкольников с ЗПР на первый план выдвигается недостаточная сформированность его мотивационной основы. Потребность в игре у этих детей резко снижена.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Детский церебральный паралич – болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга – внутриутробно, при родах или в период новорожденности, характеризуется двигательными расстройствами, а также нарушениями психоречевых функций.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.
При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент «детскости».

Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью. Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. Это может быть и повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то, чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.

Особенности нарушения познавательной деятельности при ДЦП:

  • Неравномерный характер нарушений отдельных психических функций.
  • Выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением ЦНС.
  • Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.

 

Дети с расстройствами аутистического спектра

Аутизм – нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств, уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме он обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией.

Основными признаками РАС при всех его клинических вариантах являются:

— полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них;
— обособленность от окружающего мира;
— слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада);
— дети, страдающие аутизмом, очень часто чувствительны к слабым раздражителям. Например, они нередко не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
— однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.);
— речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги;
— характерным для детей-аутистов является такое зрительное поведение, при котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо.

Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного методологического подхода к процессу психологической помощи.
Чрезвычайно важен принцип личностного подхода к ребенку с проблемами в развитии. В процессе психологической помощи не учитывается какая-то отдельная функция или изолированное психическое явление, например низкий уровень интеллекта, а личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями.

723 комментария для “О статусе ОВЗ

  1. санаторий гурзуфский адрес анапа пансионат селена
    военные санатории кисловодска гостиницы воркута сколько стоит слетать в сочи
    кипарисовое озеро в краснодаре отдых в новый год 2022 азимут мурманск гостиница

  2. замок коварства и любви адрес виктория гостиница самара
    санаторий димитрова кисловодск цены на 2021 год отель бригантина геленджик отзывы санатории сочи с собственным пляжем
    абакан хостелы отели в ливадии крым на берегу моря визит ростов на дону

  3. отели в самаре 5 звезд оливия арт
    лучшие санатории россии рейтинг 2021 с лечением нулевой километр любви абхазия село кындыг частный сектор
    дружба тимашевск санаторий беларусь крым мисхор волго дон гостиница волгоград

  4. анапа солнечный берег пансионат айпетри крым цены
    гостиницы в александровке ростов на дону лайтхаус сочи гостиницы в татарске новосибирской области
    алушта утес пансионат актер на сайте воско отели репино

  5. санаторий зеленый гай отзывы курорт новая истра
    крым дома отдыха радоновые источники в краснодарском крае miracleon
    отель круассан москва санаторий кавказ нальчик отзывы по соц путевкам гостиница которосль ярославль адрес

  6. гостиница алдан кронос отель
    гостевой дом шишкина в сергиевом посаде курорт на алтае белокуриха цены крым это краснодарский край или нет
    метелица сургут славянский исток железноводск официальный сайт лучшие отели крыма для отдыха с детьми

  7. сосновый бор казань санаторий парк отель на новый год 2022
    чапаевский курорт саратовская область официальный сайт цены лучшие пансионаты подмосковья отель ring волгоград
    санаторий в виде шестеренки крым гостиницы в невинномысске цены за сутки барин резиденс отель москва

  8. отель ковчег парк кисловодск адрес
    отзывы о красной талке геленджик эпрон кудепста официальный симеиз санаторий
    гостиница байкал в листвянке отдых в лоо 2021 гостиница азия в благовещенске

  9. каисса 3 адлер капля моря 3
    пансионат полярные зори анапа недорогие гостиницы в улан удэ цены courtyard by marriott kazan
    буран санаторий отзывы акция открытый юг на 2021 год гостевые дома в сочи недорого с бассейном

  10. отели горный алтай витязево гостевой дом мармелад
    ток чайка отель парк инн великий новгород нижние серги санаторий официальный сайт цены
    лазаревское гостиница как добраться до железноводска на поезде хостел момент томск

  11. куда можно съездить на море с собакой ессентукский военный санаторий
    экспедиция мурманск где лечат туберкулез отель ногинск
    гостевой дом юкка рабочеостровск гостиница гостиница мегалайт екатеринбург

  12. отель сарапул мини отель марсель
    санаторий одиссея в сочи гостиница николь нижний новгород официальный сайт санаторий аврора мо
    санаторий нива саратовская область официальный сайт отдых на селигере с детьми с питанием отель петровский причал

  13. горячий ключ краснодарский край отзывы уяз
    россия евпатория ток привал 2 черноморец песчаное
    бетон брют отель какие санатории для лечения суставов эпрон отель 2

  14. тюмень санаторий сибирь цены для пенсионеров г сочи ул черноморская 3
    волгоград роза ветров отель солнечный в подмосковье все алтай в январе отдых
    рыбинск кстово санатории азовское море санаторий варзи ятчи село варзи ятчи

  15. гостиница на удельной санкт петербург анапа пансионаты с бассейном
    кисловодск для детей гостиницы в красногорске московской области недорого отель тверская 5
    с небуг туапсинский район отзывы о санатории москва в кисловодске отели в питере в центре 5 звезд

  16. what are the best all inclusive resorts in cancun
    most expensive resorts in cancun
    best cancun resorts for kids

  17. adults only all inclusive resort cancun
    best all inclusive adults only resorts in mexico 2020
    best rated hotels in cancun

  18. Разрешение на строительство — это публичный удостоверение, выдаваемый авторизованными учреждениями государственного аппарата или субъектного руководства, который предоставляет начать возведение или выполнение строительных операций.
    Порядок получения разрешения на строительство назначает правовые принципы и нормы к строительству, включая допустимые типы работ, допустимые материалы и способы, а также включает строительные стандарты и комплекты защиты. Получение разрешения на строительную деятельность является обязательным документов для строительной сферы.

  19. Быстромонтируемые здания — это современные конструкции, которые отличаются высокой быстротой возведения и мобильностью. Они представляют собой здания, состоящие из предварительно изготовленных компонентов либо узлов, которые могут быть быстрыми темпами установлены в участке застройки.
    Быстровозводимые здания из сэндвич панелей отличаются гибкостью и адаптируемостью, что дозволяет легко менять а также модифицировать их в соответствии с интересами заказчика. Это экономически успешное а также экологически долговечное решение, которое в крайние годы заполучило широкое распространение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.